Контакты

Поиск по сайту

       

Адрес: Россия, г. Петропавловск-Камчатский, Северо-Восточное ш, 48 
Телефон: +7 415 2495179; 49-34-33 
Контактное лицо:  
E-mail: w123w8@yandex.ru            elektrod_pk@mail.ru

Эндресс Фубог
Новус ЕВМ
TRANSLAS STEINEL
PROJAHN KRAFTMANN
BLUEWELD ABAC

 

 

КОНТАКТНАЯ СВАРКА ( СПОТТЕРЫ )

Споттеры

 

  

Используя возможности точечной сварки, споттер позволяет заметно сократить время ремонта таких повреждений, как, например, вмятины или вздутие кузовных панелей, глубокие царапины. Полезность такого аппарата в кузовном цехе переоценить трудно. 

  Что это такое?

   Споттер – это устройство для контактной сварки. По сути споттер является сварочным аппаратом, принцип действия которого основан на испускании значительного количества тепловой энергии в месте контакта свариваемых материалов при прохождении тока.
  Споттер (от англ. spot – «точка») – аппарат односторонней точечной сварки, который нашел свое применение именно при ремонте кузовных панелей автомобиля. В Западной Европе споттеры применяются уже более полувека. Позже они стали появляться в США, Японии и других странах. В России эти устройства известны достаточно давно, но их активное распространение на отечественном рынке началось только в последние несколько лет.
  Наиболее актуально применение споттера при ремонте объемных деталей кузова, к которым трудно подобраться с обратной стороны (двери, пороги и т. п.). Споттер позволяет приварить к поврежденной поверхности крепежный элемент, за который реально вытянуть вмятину, не тратя времени на разборку-сборку. Также с помощью ряда споттеров можно нагревать металл, что при некоторых небольших повреждениях позволяет вообще обойтись без вытягивания – металл сам принимает прежнюю форму (осаживается).

Как работает? 

Режим 1:В этом режиме используется обратный молоток или пуллер. Пуллер - специальное устройство, подключаемое к разъему пистолета. Этот режим используется для исправления небольших, неглубоких вмятин. Это наиболее часто встречающиеся повреждения, они легко выправляются и составляют большую часть работ, принося «быстрыe» деньги. Особенно позволяют насладиться качеством работы, машины последнего поколения, т.к. применяемые новые упругие металлы прекрасно вспоминают свои первоначальные формы.

Режим 2: Используется для приварки тянущих элементов с помощью специальных электродов. К тянущим элементам, волнистая проволока, прямые или крученые кольца (сережки), можно приложить значительное усилие, которое и позволяет исправить сильные повреждения, вплоть до восстановления порогов с замятыми ребрами.

Режим 3: Используется со специальным коротким омедненным электродом для осаживания выпуклостей от обратного молотка, пуллера, клеммы массы или от следов отвертки, которой случайно выдавили, метал при арматурных работах.


   

У разных моделей споттеров предусмотрен разный набор приспособлений и аксессуаров для работы, но в целом все они действуют схожим образом. С помощью споттера к поврежденной поверхности приваривают специальный крепежный элемент, за который затем необходимо вытянуть деформированную поверхность.

Некоторые споттеры позволяют нагревать металл угольными стержнями. В случае небольших повреждений можно при нагревании восстановить форму металлической детали.

Режим 4: В этом режиме используется угольный электрод, с помощью которого разогревается значительная поверхность листа. Нагрев позволяет осадить метал, и избавиться от «хлопуна» получаемого при вытягивании большой поврежденной поверхности.

Режим 5: На этом режиме с помощью специальных омедненных электродов приваривают элементы крепления молдингов и шумоизоляции, которые могли быть удалены в процессе ремонта или как правило, отсутствуют на новых деталях

Режим 6: Режим используется для приварки шайбы с помощью, которой крепится клемма массы аппарата. Правда этот режим используют и для вытягивания с помощь тех же колец и крюка с 2,5 килограммовым обратным молотком.

Режим 7: На этом режиме с помощью специального омедненного электрода (с магнитом для удержания привариваемого болта) вы сможете приварить болты под резьбу или саморезы под пластик. С их помощью устанавливаются плашки тормозных трубок, жгутов электрики или клемм массы, которые отсутствуют на новых деталях или были срезаны при проведении восстановительных работ.

    Также в комплект могут входить и сварные клещи, позволяющие сваривать листовой металл друг с другом по принципу контактной сварки. Принцип контактной сварки заключается в подаче сильного тока между двумя листами металла в строго определенной точке. Этот ток подается через медные электроды, причем свариваемые листы сильно прижимаются друг к другу с помощью рычажных сварочных клещей или ручной системы сжатия с усилением зажима. В течение около ¼ секунды листы нагреваются до предельной температуры плавления. Усилие, прилагаемое к электродам (около 150 кг), смешивает друг с другом молекулы металла, выполняя тем самым процесс сварки.
   Металл не должен полностью разжижаться, так как в этом случае он будет выдавлен при внезапном расширении, что приведет к образованию низкоконсистентного, пористого или просто полого ядра сварной точки.
   Фактически контактная сварка является просто современной аналогией метода, применяемого когда-то кузнецами: они нагревали два элемента докрасна, а потом ковали их молотом, чтобы прочно соединить. Сегодня электричество заменяет кузнечный горн, а усилие рычажных сварочных клещей пришло на смену молоту.
  Многие устройства обладают готовыми программами: необходимо лишь выбрать тип сварки (с помощью сварочного пистолета – односторонняя точечная сварка), тип крепежного элемента, толщину свариваемого металла и продолжительность сварки. Интерфейсы современных аппаратов приближены к человеку, оттого выполнить вышеперечисленные операции очень просто.
  Любой кузовщик может освоить работу споттером. Хотя, справедливости ради, стоит сказать: описание работы некоторых приборов будет представлять собой целый двухтомник. Однако на практике все не так страшно.

Виды аппаратов

    Принцип действия споттеров – сварка сопротивлением. Это один из самых быстрых и простых видов сварки. Он не требует высокой квалификации оператора и дает надежное соединение.
    Самые дешевые аппараты – это споттеры с отдельно стоящим трансформатором однофазного переменного тока. Они позволяют удалять вмятины, но малоэффективны при необходимости точечной сварки на оцинкованной стали и непригодны для стали с высокой ударной прочностью. Производители автомобилей такое оборудование не используют.
    Более мощные – споттеры с трансформатором трехфазного постоянного тока. Но наиболее современная технология – это споттеры, где вместо обычного трансформатора используется инвертор. Эта технология позволяет получить ток высокой частоты 2000 Гц, что, в свою очередь, заметно снижает вес и размеры трансформатора. Но главное отличие инвертора – не мощность и компактность, а высокое качество сварного соединения, соответствующего заводским стандартам (нет падения силы тока в процессе сварки). Такие аппараты могут работать практически с любыми металлами, используемыми в автомобилестроении.
   Впервые инверторную технологию в сварочных аппаратах применила в 1999 г. французская фирма Saitek. С тех пор многие производители сварочного оборудования применяют инверторы, которые обеспечивают большую мощность и силу тока на выходе при меньшем размере аппарата.

   Процесс сваривания скоротечен, вручную осуществить дозирование сварочного импульса очень трудно. В большинстве случаев эта задача решается с помощью цифровой электроники, управляющей режимами сварки. Споттеры с электронным управлением режимами сварки принято называть цифровыми.

Что бы работа, не подкинула сюрпризов, необходимо помнить следующее:
1. При подключении к электрической сети необходимо учитывать следующее. Сечение проводов подведенных к электрической розетке должно быть сечением не менее 2,5мм² (для аппаратов с 32А мощности сечение должно быть не менее 4мм²), если используется удлинитель, то сечение кабеля должно быть увеличено в зависимости от длины. Автоматические предохранители на распределительном щите должны быть с индексом кривой отсечки «D» т.е. с задержкой по срабатыванию, для модели на 230В 25А, для модели на 400В 16А. Все эти рекомендации возникают из-за самого метода сварки – метод короткого замыкания, иначе потери по сопротивлению на кабелях не позволят получить желаемый результат.
2. Зачищенные места необходимо очистить от пыли после подготовки поверхности, иначе происходит сильное искрение, больший расход наконечников, меньше комфорта в работе.
3. Клемму массы «земля» необходимо устанавливать как можно ближе к месту работ и не в коем случае на ставить на соседнею деталь.
4. Следить за прочностью контактов в местах крепления инструмента и массы. Плохой контакт провоцирует пробои и выход из строя мест крепления инструмента.
5. Приварка – например, при приварке волнистой проволоки необходимо, начинать с дальней точки и двигаться к массе, иначе будет шунтирование, ток будет идти по наименьшему сопротивлению и каждая последующая точка буде слабей предыдущей. При этом необходимо следить за тем, чтобы проволока не касалась детали всеми точками, а только той которую привариваем в данный момент.
6. Сила нажатия инструментом на деталь при сварке – просто дотроньтесь уверенно. Контактную сварку также называют сваркой сопротивлением. Если нажатие будет очень сильным, то и сварки может не произойти, сопротивление в месте контакта может быть близка к нулю, будет легкое прилипание.
7. При значительной площади повреждения детали, начинать вытяжку необходимо с краю двигаясь к середине по спирали. Это позволит избежать провала вокруг центра, за который обычно начинают вытягивать. Металл растягивается и как следствие хлопун обеспечен. Постепенное вытягивание по спирали позволяет избежать чрезмерной растяжки металла и как следствие сэкономленное время.